Десять лет назад исследования потребителей страховых услуг только начали проводиться. В данной статье говорится об одной из самых первых попыток исследовать российских страхователей методами социологии.
Экономика и жизнь,
19 января 1996 г.
Мнение россиян о страховании 3643 просмотра
Страхование — дело сложное и в нашей стране недостаточно изученное. Какие перемены ожидают эту сферу деятельности, в чем причина непопулярности предлагаемых страховщиками услуг, перспективно ли развитие страхования в России? Эти и многие другие вопросы были заданы страховщикам и их клиентам в ходе социологического исследования, проводимого сотрудниками отдела маркетинга страхового акционерного общества “Метрополис” совместно с кафедрой страхования МГУ.
В ходе исследования мнения страхователей было опрошено более одной тысячи человек. Из них 43% составляли люди старше 50 лет, 20% — моложе 25 лет, 46% респондентов — мужчины. По социальному составу 13% опрошенных — люди рабочих профессий, 21% — пенсионеры и студенты, 1% — безработные и нетрудоспособные, 65% — достаточно состоятельные. Доверяете ли Вы страховым компаниям? 40% — “Да” 48% — “Нет” 12% — “Затрудняюсь ответить” Оказалось, что 57% респондентов никогда не страховались, а 43% пользовались услугами страховщиков, из них большинство что-либо страховали всего один-два раза и лишь 6% — всегда. Теми, кто что-либо страхует или делал это ранее, движет “потребность обезопасить себя от финансовых потерь”. Многие утверждают, что “страхование — это формальность, необходимая для достижения целей, не связанных с данным видом услуг”, и “обращаться к страховщикам вынуждают партнеры или условия контракта”. Услугами каких компаний предпочитают пользоваться страхователи? Бесспорный лидер в этом списке — “Росгосстрах” (правопреемник союзного “Госстраха”). За ним следуют “Подмосковье”, “АСКО”, “Налко”, “АстроВАЗ”, “Надежда”. Какие виды услуг наиболее популярны? Полученные ответы показывают, что наибольшим спросом пользуется страхование имущества (особенно автотранспорта), жизни и от несчастных случаев. Наиболее распространенный ответ на вопрос “Какая доля ваших доходов уходит на страхование?” — менее одного процента, максимальная же сумма — 16%. Возникало ли у Вас сожаление о том, что Вы не прибегали к услугам страховых компаний? 21% — “Да” 62% — “Нет” 17% — “Затрудняюсь ответить” На предложение высказать свое мнение о причинах непопулярности страховых услуг в России респондентами на первое место была поставлена формулировка “ненадежность страховых компаний”. Далее по мере убывания следуют “недостаточная информированность населения об этом виде услуг”, “отсутствие страховой грамотности у населения”, “негативные примеры в практике страхования”, “недоступность для потенциальных клиентов информации о финансовой устойчивости страховых компаний”, “отсутствие денежных средств для оплаты страхового полиса”, “экономическая нецелесообразность страхования в условиях рублевой инфляции”. Менее всего из участвующих в опросе склонны думать, что “в России отсутствует ощущение потребности в страховании”. Примечательно, что 73% опрошенных хотели бы, чтобы в России существовала такая же развитая система страхования, как на Западе, 16% не имеют собственного мнения по этой проблеме и 11% против. На вопрос, предполагающий знание специфики страхового дела: “Знаете ли вы, что такое перестрахование?” — 79% опрошенных не смогли ответить. Это свидетельствует о низком уровне страховой культуры населения, о незнании им основ страховой деятельности. Думается, что это не вина страхователя, а проявление недостатков в работе страховщиков. Опрос же среди профессионалов, в котором участвовало несколько сот человек, был проведен во время второй Всероссийской выставки “Страхование-95”. Среди респондентов были не только сотрудники известных столичных компаний, но и представители региональных страховщиков. Является ли сотрудничество с западными компаниями взаимовыгодным? 81% — “Да” 16% — “Нет” 3% — “Затрудняюсь ответить” По мнению респондентов после “открытия” границ для западных компаний структура страхового рынка России значительно изменится. Интересны также комментарии респондентов по этому вопросу: “России выгодно сотрудничество только в информационном плане и методах организации работы”, “выгодно, потому что происходит интеграция в мировой рынок”, “сотрудничество перспективно только в области перестрахования”, “в большинстве случаев сотрудничество выгодно прежде всего западным компаниям”, “каждый конкретный случай совместной деятельности следует рассматривать отдельно”. Считаете ли Вы, что страховой рынок России уже сложился? 29% — “Да” 67% — “Нет” 4% — “Затрудняюсь ответить” Респондентов попросили ответить: “Какой вид страхования, на ваш взгляд, наиболее перспективен?” Почти все страховщики утверждают, что необходим комплексный подход к этому вопросу и нельзя выделить какой-либо вид страхования: страхование — это бизнес, поэтому выгодными должны быть все виды. Считаете ли Вы, что страховому рынку России грозят потрясения, аналогичные банковскому кризису? 59% — “Да” 26% — “Нет” 15% — “Затрудняюсь ответить” По мнению страховщиков, наиболее эффективный и надежный способ инвестирования временно свободных средств — это государственные ценные бумаги и банковские депозиты, котрые требуют вложения в недвижимость, акции приватизированных предприятий, муниципальные облигации и другие ценные бумаги. Профессионалы полагают, что для успешной работы компании наиболее необходимы: во-первых, квалификация и опыт сотрудников, во-вторых, хорошая репутация компании, на третье место респонденты поставили величину уставного фонда. Далее по мере уменьшения значимости: “сотрудничество со структурами власти”, “роль президента фирмы”, “партнеры компании”, “состав учредителей”, “хорошо организованная реклама”. Последним в этом перечне является “участие клиентов в прибыли компании”, что, вероятно, свидетельствует о стремлении организовать честный страховой бизнес. “Чем руководствуется ваша компания, выбирая партнеров по перестрахованию?” Среди ответов респондентов преобладали: “информация о финансовой устойчивости компании”, “опыт работы компании”, “личные контакты”, “хорошая деловая репутация”, “способность обеспечить встречный поток предложений по перестрахованию”, “интуиция”. Подводя итоги данного опроса, следует отметить, что страхование еще не является жизненной необходимостью для большинства населения. Формирование национального страхового рынка еще продолжается, и, как следствие этого, существуют значительные различия в уровне профессионализма между лидерами страхового бизнеса и аутсайдерами.
Вся пресса за 19 января 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, Общественное мнение
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|